"Хромтау" аудандық қоғамдық-саяси газет
Еңбек адамы

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ МАСТЕРСТВА

Приближается красивый весенний праздник – Международный женский день 8 Марта. Это праздник наших мам, бабушек, сестер, дочерей, жен, коллег. В эти дни им дарят цветы и подарки, поют романсы, посвящают стихи, говорят комплименты. Вот и я хочу сегодня рассказать о своей коллеге, учителе с большой буквы Ермановой (Хайруллиной) Гульшаре Каримовне.

Родилась Гульшара Каримовна 7 апреля 1959 года в селе Кызылсу Новороссийского (ныне Хромтауского) района Актюбинской области в большой семье. Вместе с ней росли еще восемь братьев и сестер. Жили скромно, дружно, в любви и согласии, поддерживая друг друга и помогая при необходимости. Глава семьи, Карим Хайроллаевич, был педагогом, директором школы. Мама работала в торговой сфере и как мать-героиня воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Дети всегда помогали ей в домашних делах. Отец, уходя в походы, на экскурсии с учащимися, часто брал с собой своих детей, учил их разжигать костры, готовить на них еду, петь у костра. В этих походах они видели, с каким уважением к отцу относятся школьники, годились им, а в душе росло желание пойти по его стопам. Шестеро из них так и сделали, стали педагогами.

Как я уже сказала, Гульшара Каримовна родилась в селе, где в это время функционировала только начальная школа, поэтому в Кызылсу она проучилась только четыре года. Дальше ей пришлось учиться еще в нескольких сельских школах и школе-интернате в Хромтау. Однако десятый класс она окончила в Хромтауской СШ №1. Это перемещение было связано не только с отсутствием школ необходимого статуса, но и с изменением места жительства семьи в связи с переводами отца, который долгое время работал директором нескольких школ района.

Окончив школу, Гульшара твердо решила поступать в Актюбинское педучилище, но только на заочное отделение. Поступила легко, так как училась хорошо. Сразу же устроилась на работу в Кредиковскую среднюю школу воспитателем в подготовительной группе, затем – учителем начальных классов в Кировскую школу. Работала добросовестно, с душой, постигая премудрости педагогической науки. Опыта, конечно, не было, но была огромная любовь к детям, пример отца и большое желание трудиться, стать не просто учителем, а настоящим другом и наставником детей. Работая с детьми, молодой учитель организовала кукольный театр, спектакли которого с удовольствием смотрели не только дети, но и учителя, и даже родители.

Проработав несколько лет в Кировской школе, Гульшара была переведена в Белогорскую 8-летнюю, где проработала три года вначале учителем, а затем завучем. Здесь она встретила своего будущего мужа, математика по профессии, который был направлен в эту школу директором. В 1986 году они поженились, и через два года вместе переехали в Никельтау, куда Максат Жакешевич Ерманов (так звали ее мужа) был направлен директором школы. К этому времени Гульшара Каримовна заочно окончила Актюбинский пединститут и, получив диплом учителя русского языка и литературы в национальной школе, работала уже по второй специальности, т.е. преподавала русский язык и литературу.

В 1990 году молодая семья переезжает в Хромтау. Начинается новая страница их биографии. Из этого периода я хочу остановиться на том времени, когда Гульшара Каримовна трудилась в Хромтауской гимназии №2. Педагогический коллектив гимназии работал в те годы над изучением и внедрением новых передовых технологий обучения. Это были методики Лысенковой, Малахова, Гранкина, Жанпеисовой. Многие педагоги уже внедрили у себя групповые формы обучения и имели неплохие результаты. Одной из них была Г.К.Ерманова. Кроме обычных классов у нее были и коррекционные. Изучив детей в этих классах, она решила в рамках обобщения опыта ее работы провести открытый урок русского языка по данной методике. Главное, нужно было настроить детей, вселить в них уверенность, что они всё знают. Без волнения, конечно, не обошлось. Волновалась она, волновались дети. Но все прошло отлично. Класс представлял экипаж самолета. Дети одеты были соответственно: голубые рубашки, пилотки. Они работали активно, отвечали уверенно. Урок получил высокую оценку. Многие из присутствующих на уроке даже не верили, что это дети из коррекционного класса. Благодаря учителю, сами дети подтянулись, заметно улучшилась успеваемость, появились хорошисты.

Второй «конек» в работе преподавателя – это работа с одаренными детьми. И здесь у Гульшары масса достижений. За работу с одаренными детьми она занесена в энциклопедию «Одаренные дети – будущее Казахстана».

Благодаря своим знаниям, кругозору, огромной работоспособности, Г.К.Ерманова прошла тестирование и была принята на работу в НИШ (Назарбаевская интеллектуальная школа) в Актюбинске, где проработала три года. Школа работает по японской методике «Лессон стади». Это технология развития критического мышления. Работа ведется по подгруппам. В школе введено трехъязычие. Очень большая требовательность, как к детям, так и к педагогам. Учащиеся принимают участие во многих конкурсах.

Не являются исключением и ученики Гульшары Каримовны. Конкурсов было много, но я расскажу о двух. Первый конкурс творческих работ учащихся по русскому языку. Всего в нем приняли участие 249 человек. Ученица Гульшары выбрала тему «Значение рекламы в нашей жизни» и раскрыла ее в форме эссе. Эта работа была признана лучшей и получила первое место. Девочка и учитель получили награды и денежные премии.

Второй конкурс – это конкурс собственных наработок, в котором приняла участие сама преподаватель. Её труд был признан лучшим, а сама Гульшара Каримовна была направлена на международную конференцию по критическому мышлению в Астану. Это было в 2015 году.

Работать в НИШ ей очень нравилось, она значительно повысила свой уровень знаний, сдружилась с коллегами, привыкла к ученикам, но пришлось вернуться домой по семейным обстоятельствам. Вернувшись в Хромтау, Г.К.Ерманова продолжила работать в школах города. В 2017 году она вышла на заслуженный отдых, но еще несколько лет продолжала работать.

Работая в школах города, Гульшара Каримовна внесла немалый вклад в развитие образования в районе, была руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы в средней школе №3, активно выступала с докладами на семинарах и конференциях, проводила открытые уроки, постоянно работала над повышением уровня знаний, принимала участие во всех мероприятиях. В период моей работы в районном отделе образования я курировала работу учителей русского языка и литературы, часто встречалась с Гульшарой Каримовной не только по работе. Она интересный собеседник, хороший наставник, всегда готовый прийти на помощь школе, молодым коллегам. И сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, она является членом совета ветеранов учреждений образования. За долгий и безупречный труд (её педстаж составляет 45 лет) Г.К.Ерманова награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РК, медалью «За подготовку победителя VI Международной олимпиады «Мозговой штурм», дипломом «Победителю первых республиканских педагогических чтений», многими Благодарственными письмами и грамотами разных уровней. О ее активности и участии в различных мероприятиях говорят многочисленные сертификаты.

Каков же главный секрет педагогического мастерства этого замечательного и очень скромного педагога? Оказывается, по словам самой Гульшары Каримовны, главный секрет заключается в любви к детям. Эту любовь ей привил отец. И этим секретом она владеет в полную меру.

Гульшара Каримовна с супругом вырастили двоих детей. Дочь окончила финансово-экономический факультет и работает в одном из банков Актюбинска. Сын, окончив Томский юридический университет, по специальности проработал недолго. Ему захотелось попробовать свои силы в производственной сфере – и он 7 лет проработал шахтером в ДГОКе. Но романтика позвала его дальше, и он, окончив курсы монтажников, уехал сначала на Сахалин, потом в Иркутск, устроился монтажником в Российскую нефтяную кампанию, где успешно трудится и сейчас.

Галина Попова,

член Союза журналистов РК,

ветеран педагогического труда

ПІКІР ЖАЗУ